пятница, 3 февраля 2012 г.

Подсознание

Меж тем, хотим мы того или не хотим, подсознание постоянно активно контактирует с нашим сознанием, для облегчения понимания этого взаимодействия С. Гроф одним из первых ввел понятие нейрогуморального фильтра, барьера, который защищает функционально ограниченную сознательную часть головного мозга от безграничной подсознательной, одномоментное снятие этого барьера вело, по его мнению, к полной не адекватности и утрате индивидом осознания себя как личности и осознания одномоментно доступной для всех реальности. О полном снятии барьера не могло быть и речи, но что если научиться временно убирать или обратимо нивелировать функции данного фильтра, с этого момента началась эпоха активных экспериментов с подсознанием.
С. Гроф одним из первых проанализировал накопленный человечеством опыт спонтанных озарений и пришел к выводам, что на протяжении всей истории суть всех духовных практик сводилась именно к достижению переживания выхода за пределы сознания, что само понятие божественного откровения есть ни что иное, как опыт подсознательного единства, а религиозность это только следствие воздействия подсознания, т.е. по сути защитная реакция ума, в далеком прошлом мы предпочли поверить в то, что не смогли объяснить. Современные существующие религии очень логичны, в каком-то смысле они сильно адаптированы для восприятия умом, боги наделены определенными чертами, имеют характеры и в принятии решений исходят из принципов человеческой морали, но для понимания истиной природы религиозности следует обратиться в глубь веков и изучить истоки этого явления. По мнению С. Грофа причина возникновения первых религий скрыта в спонтанных выходах сознания в сферу подсознания, это экзальтация, духовный подъем, переживание необъяснимого, пусковым механизм для которого является трансцендентность души, заложенная в каждого от рождения.
Считается, что первые религии были весьма примитивны, сначала люди наделяли несуществующими с точки зрения ума качествами различные предметы и явления, одни поклонялись камням, другие деревьям, третьи солнцу, затем на смену реальным предметам пришли вымышленные, человечество вошло в эпоху мифологии, породив целые пантеоны богов, прошло время, наступил период стремительной ментализации общества, политеистические религии сменились более понятными монотеистическими. В современном обществе религия это скорее инструмент управления, систематизированный и упакованный в свою четко отведенную нишу. Но вернемся к истокам, религиозность как система требовала от наших предков регулярно демонстрировать обществу подобные экзальтации с выходом за пределы сознания, но что делать, если в естественном своем течении это явление возникает спонтанно, а обществу необходима регулярность, выход нашелся, и служители культов гибко отреагировали на потребность, введя в практику употребление галлюциногенов и психотропных веществ. Данную стадию не миновала практически ни одна религия, в одних случаях нося привилегированный кастовый характер, в других массовый, порождая в каких-то случаях безобидные ритуалы посвященные урожаю, рождению или становлению, в других жестокие и кровавые культы с добровольным оскоплением. Гроф отдал этой теме достаточно времени, но все же он был ученый и его больше интересовала практика, чем теория. Возможность провести первые эксперименты пришла случайно, во время лабораторных испытаний алкалоидов спорыньи был выявлен мощный побочный галлюциногенный эффект. За время своей исследовательской деятельности Гроф и его последователи только официально провели и записали более десяти тысяч опытов погружения в подсознание на фоне ЛСД, оставив после себя несколько томов научной литературы. Основной смысл своей деятельности Гроф нашел в изучении влияния подсознания на сознательную жизнь, именно в подсознании он видел причину многих психических заболеваний и считал, что прохождение пациента на фоне ЛСД через все стадии погружения от первой эйфоричной, через вторую и третью, заполненных кошмарами, до четвертой, характеризующейся переживанием единства с всевышним, поможет человеку по новому взглянуть на свою жизнь, позволит закрепить в его голове новую модель сознания, новый опыт, было хорошо, потом плохо, но потом снова хорошо, т.е. есть куда стремиться, есть смысл.
Основная масса его пациентов носили диагнозы всевозможных психозов и фобий, позже он так же добился хороших результатов в работе с наркотической и алкогольной зависимостями, в конце жизни работал с онкобольными, оказывая полиативную помощь в купировании болевого синдрома, часто сопутствующего заболеванию на последних стадиях. Биомеханизм воздействия ЛСД оказался довольно прост, препарат снимал барьер, позволяя сознанию проваливаться в подсознание и затем возвращаться сохранив память о всех переживаниях, именно основываясь на воспоминаниях, Гроф описал четыре стадии глубины погружения и смог объяснить, почему некоторые религии основывались на вселенской любви, что соответствует четвертой стадии, а некоторые утопали в крови и насилии, что соответствовало второй и третьей стадиям, причем вторая это пассивное насилие (мазохизм), а третья активное, т.е. садизм. Не имея других параллелей Гроф связал выявленные им закономерности с четырьмя стадиями биомеханизма родов, не думаю, что это верная параллель, хотя в логике ему не откажешь, мне же кажется, данные закономерности это естественный путь развития души, путь от тьмы к свету, но душа не сможет пережить состояние света, как свет, пока не пройдет сквозь тьму, а поскольку в подсознании хранится вся информация, и все вселенское зло, и все вселенское добро, при пассивном погружении на препарате сложно предугадать в какую часть подсознания тебя занесет, нет возможности выбирать, это как рулетка, как катание на лифте, где не ты нажимаешь на кнопки. Как результирующий опыт исследования Грофа не принесли каких-то значимых перемен для изначально здоровой группы исследуемых, наибольшую пользу извлекли именно люди с уже измененной тяжелыми заболеваниями психикой, для них это был выход, как свет в конце тунеля, позволяющий принять смерть спокойно и не потеряв человеческое лицо.
Научно исследовательская деятельность Грофа практически закончилась в начале семидесятых годов, когда в США ЛСД вошел в список запрещенных к применению препаратов, но начало дальнейшим исследованиям влияния подсознания уже было положено. Вскоре появилась техника холотропного дыхания, гипервентиляция легких с последующим отключением сознания на фоне интоксикации кислородом, затем еще ряд медитативных техник по своему механизму подобных трансцедентальной медитации (ТМ). Отличительная особенность, объединившая все вышеперечисленные методики, заключалась в невозможности активно и осознано взаимодействовать с подсознанием, т.е. самостоятельно программировать или хотя бы выбирать, причину какого явления мы хотим выяснить в текущий момент в своем подсознании, чтобы изменить свою жизнь, все эти методики позволяли только в каком-то смысле увидеть свет в конце тунеля, но не более.
В этом есть важный для понимания момент, подсознание нам ничем не обязано, оно не должно делать нам "хорошо" или делать нам "плохо", хотя бы потому что находится вне этих понятий. Поэксплуатируем еще немного образ все того же Васи Пупкина, Вася страдает выраженным заболеванием, Васе очень плохо и допустим, что Вася не мазохист, и не желает себе ежедневно осознано это заболевание, можно ли сказать, что у Васи плохое подсознание, потому что оно делает Васе больно, наверно нет, учитывая, что подсознание не знает, что такое боль, точнее не дифференцирует боль как что-то плохое. Можем ли мы предположить, что Вася в данный момент от чего-то отклонился, что он уже получил от подсознания несколько намеков, но пропустил их и теперь имеет проблему, не замечать которую уже не может, это важно, проблема не плохая и не хорошая, она просто такая мимо которой не пройдешь и дальше Вася либо понимает и осознано меняет свое отношение к себе и к миру, либо умирает. Ряд приведенных выше допущений предполагает как минимум два вопроса, первый "кто такой Вася" и второй, "что именно в своей жизни он сделал не так", хотя конечно понятие "не так" не применимо в отношении жизни, но вполне применимо в отношении Васи и его собственной самооценки как счастливого и здорового или как несчастного и больного.

Первый шаг на пути более мягкого и более предметного взаимодействия с подсознанием положила в своей Многомерной медицине Л.Г. Пучко. Ничего нового она по сути не открыла, кроме одной маленькой детали, с подсознания можно считывать информацию не погружаясь в него полностью, т.е. оставаясь в сознании, причем считывать предметно, есть вопрос, есть ответ, в основе технологии лежит метод биолокации известный человечеству много веков. Инструменты рамка или маятник, далее все просто, берем в руки инструмент, берем готовую диаграмму Л.Г. Пучко с предположительными вариантами ответов (либо рисуем свою), задаем вопрос и смотрим, на что укажет маятник. До этого момента все хорошо, единственное, что заставляет задуматься, это регулярные инсинуации автора с перекладыванием ответственности на астральные сущности, кармические проклятия, враждебную среду или любимых родственников. Предположим наш Вася, совсем озверев от своей проблемы, выяснит по диаграммам Л.Г. Пучко, что причина заболевания в том, что его сглазила любимая теща, не надо долго думать какие мысли он пошлет в ее адрес, хотя совершенно очевидно, что причину нужно искать в нем, а не в ком-то вовне. Второй момент, заставляющий задуматься, это способ решения, который предлагает автор, есть проблема, значит нужно взять ее диаграммы и из них составить вибрационный ряд, который в течении определенного времени убьет или разрушит негативную программу, вызвавшую болезнь, после чего вибрационный ряд нужно уничтожить. Больше года мне понадобилось, чтобы на собственном опыте перепроверить материал и наконец понять, глупо разрушать негативные программы, прежде всего нужно искать причины их возникновения, любое явление, любое событие всегда имеют свои причины, они случились для чего-то, они случились чтобы что? Так в мою практику работы с подсознанием вошел самый главный на тот момент вопрос "для чего?".
Спустя два года, сделав круг почета по экзальтирующему эзотерическому бреду огромного количества известных и малоизвестных авторов, я снова вернулась к необходимости работать с подсознанием, в результате чего объездила несколько как отчественных так и зарубежных семинаров, пообщалась с людьми и освоила некоторое количество вполне доступных и рабочих метод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий